По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 10.09.2013 по делу N 3-39-13 <О признании недействующими пункта 1.1 в части и пункта 2.1 Положения о Министерстве спорта Республики Саха от 18.03.2013 N 76>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу № 3-39-13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре судебного заседания Марковой Д.Р.,
с участием прокурора Рязанской А.Д., представителей Правительства Республики Саха (Якутия) Гончарова А.О., Заиченко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1.1 и 2.1 "Положения о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия) и его Коллегии" утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 18 марта 2013 года № 76,

установил:

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2013 года № 76 утверждено "Положение о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия) и его Коллегии" (далее Положение).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1.1 и 2.1 данного Положения. В обоснование заявления указано, что в соответствии с п. 2.1 Положения установлено, что Министерство осуществляет выработку и реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта. Названная норма, по мнению прокурора, вступила в противоречие с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 04.12 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 329), определяющей, что разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены лишь отдельными полномочиями в области физической культуры и спорта, и вправе участвовать в проведении государственной политики в указанной области, согласно п. 1.1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 329.
Пункт 1.1 Положения, определяющий основные задачи и полномочия Министерства спорта РС(Я) и наделяющий указанный орган функцией по выработке и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, как указывает прокурор, также вступает в противоречие с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 329-ФЗ, по аналогичным основаниям.
В судебном заседании прокурор Рязанская А.Д. поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив, что пункт 1.1 Положения следует признать недействующей только в части слов: "по выработке и реализации государственной политики".
Представители Правительства РС(Я) Заиченко Е.С. и Гончаров А.О., действующие на основании доверенностей, требования прокурора не признали, считают их необоснованными. Указывают, что согласно п. 11 ст. 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в ведении Республики Саха (Якутия) находится управление системой народного образования, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), системой здравоохранения, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана документального наследия, памятников истории и культуры. Полномочия субъекта по управлению системой физической культуры и спорта определено в Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия). Рассмотрение дел на соответствие нормативных актов Конституции РС(Я) относится к полномочиям Конституционного суда РС(Я). В связи с указанным просят прекратить производство по делу, в связи с его неподсудностью Верховному суду РС(Я).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 3 № 51-1 (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 3 № 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 25 того же закона предусмотрено, что Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). При этом согласно части 2 статьи 25 названного закона решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) приняло постановление от 18 марта 2013 года № 76 "Об утверждении Положения о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия) и его Коллегии"
Указанное постановление опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости" № 20 27 марта 2013 года.
Согласно п. 1.1 Положения Министерство спорта Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются выработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта.
Между тем, разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации отнесена к полномочиям Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 329 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено, в том числе, право участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта (пункт 1.1 части 2 статьи 8 Федерального закона № 329-ФЗ).
Таким образом, государственную политику в области физической культуры и спорта вправе вырабатывать и реализовывать органы государственной власти Российской Федерации, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены лишь отдельными полномочиями в области физической культуры и спорта, в том числе полномочием участвовать в проведении государственной политики в данной области, что не свидетельствует о возможности выработки и реализации государственной политики в указанной сфере в целом.
Наделение Правительством РС(Я) Министерства спорта РС(Я) полномочием по выработке и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта произведено с превышением полномочий Правительства РС(Я) и, кроме того, допускает иное регулирование отношений в области физической культуры и спорта, что свидетельствует о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству.
В силу изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора.
Довод представителей Правительства РС(Я) о том, что данное дело неподсудно Верховному суду РС(Я), поскольку оспариваемые нормы приняты в соответствии с Конституцией РС(Я), являются несостоятельными. Конституцией Республики Саха (Якутия) установлено, что в ведении Республики Саха (Якутия) находится управление физической культурой и спортом (п. 11 ст. 38). Положений о том, что в ведении Республики Саха (Якутия) находится выработка и реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта, Конституция РС(Я) не содержит.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых норм Положения недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими пункт 1.1 в части слов: "...по выработке и реализации государственной политики" и пункт 2.1 Положения о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия) и его Коллегии, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 18 марта 2013 года № 76, со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 11 сентября 2013 года.

Председательствующий
З.С.ДЬЯКОНОВА


------------------------------------------------------------------