Решение Арбитражного суда Республики Саха от 11.09.2013 N А58-4010/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого пункта 1.1 Указа Президента РС">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу № А58-4010/2013
Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Шевелева В.В., судей Устиновой А.Н., Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Некоммерческого партнерства "Ассоциация предпринимателей города Якутска" (ИНН 1435104624, ОГРН 1021401060010) от 02.07.2013, без номера к Президенту Республики Саха (Якутия) Борисову Егору Афанасьевичу о признании абзаца 2 пункта 1.2 Указа Президента РС(Я) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента РС(Я) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в РС(Я)" в части установления полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, не соответствующим статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статье 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим в данной части, а также его отмене,
установил:
На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились представители: заявителя - Доценко А.А. по доверенности от 01.07.2013, Задорожный Д.С. по доверенности от 06.08.2013; Президента Республики Саха (Якутия) - Кривошапкина Т.И. по доверенности от 05.09.2013 № 1032-А1.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Президенту Республики Саха (Якутия) Борисову Егору Афанасьевичу о признании абзаца 2 пункта 1.2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" в части установления полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, не соответствующим статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статье 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим в данной части, а также его отмене,
Заявлением от 10.08.2013 Некоммерческое партнерство "Ассоциация предпринимателей города Якутска" уточнило предмет требования и просит признать недействующим абзац девятый пункта 1.1. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" в части установления полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" заявитель в оспариваемой части просит проверить на соответствие статьям 34, 55 Конституции Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьям 4, 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает уточнение предмета требования, поскольку заявленное уточнение не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Представитель Президента Республики Саха (Якутия) возражает против заявленных требований.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.
Президентом Республики Саха (Якутия) 23 декабря 2012 года издан Указ № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)". Указ опубликован 12 января 2013 года в 1 номере газеты "Якутские ведомости".
Согласно абзацу девятому пункта 1.1. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" установлен полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов.
Заявитель посчитав, что Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" в оспариваемой части не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы, обратился с заявлением в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, положение, содержащееся в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяет пределы проверки нормативного правового акта.
Осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с статьей 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области принят Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ст. 1 указанного закона).
Согласно статьи 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлен запрет на реализацию алкогольной продукции в определенных местах.
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (часть первая); конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (часть вторая).
В соответствии с статьей 68 Конституции Республики Саха (Якутия) Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики.
В соответствии с статьей 73 Конституции Республики Саха (Якутия) в осуществление своих полномочий Президент Республики Саха (Якутия) издает указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение на всей территории Республики Саха (Якутия).
Учитывая предоставленные нормой Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия и отсутствие законодательно предусмотренных ограничений пределов усмотрения субъектов Российской Федерации в установлении особых требований к времени, условиям и месту продажи алкогольной продукции, суд приходит к выводу о том, что установленный обжалуемым нормативным актом запрет на розничную реализацию алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домах, не противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из анализа данной нормы следует, что любые акты перечисленных в статье 15 Федерального закона от 26.06.2006 № 171-ФЗ субъектов, результатом которых является или может являться ограничение и устранение конкуренции, если только возможность принятия таких актов прямо не предусмотрена федеральными законами, являются недопустимыми.
Поскольку абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, суд приходит к выводу и об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого нормативного акта Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О защите конкуренции".
Кроме того, заявитель не доказал, что в оспариваемой части Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" нарушает его права и законные интересы.
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Признать абзац девятый пункта 1.1. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 23.12.2012 № 1782 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года № 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" в части установления полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов соответствующим статьям 34, 55 Конституции Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьям 4, 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
В.В.ШЕВЕЛЕВ
Судьи
А.Н.УСТИНОВА
В.А.АНДРЕЕВ
------------------------------------------------------------------