По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 10.12.2013 по делу N 3-72/13 <О признании недействующей части 1 статьи 6.1 Закона Республики Саха >



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу № 3-72/13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 6.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.02.2009 663-З № 189-IV "О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)",

установил:

18 февраля 2009 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 190-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18.02.2009 663-З № 189-IV "О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)", (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 19, 25.03.2009, "Ил Тумэн", № 17, 08.05.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 76-81, 04.08.2009.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 18.02.2009 663-З № 189-IV "О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что частью 1 статьи 6.1 Закона РС(Я) сокращен перечень подлежащих реализации образовательных программ в области искусства по сравнению с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 09.01.2013 № 1ГС-28 в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, считает заявление об оспаривании отдельных положений названного нормативного правового акта обоснованным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
18 февраля 2009 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 190-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18.02.2009 663-З № 189-IV "О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)", (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 19, 25.03.2009, "Ил Тумэн", № 17, 08.05.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 76-81, 04.08.2009.
В подпункте "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).
Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 6.1 Закона РС(Я) установлено, что в целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств.
Между тем, из содержания пунктов 1 и 2 части статьи 83 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ следует, что наряду с вышеперечисленными в законодательном акте субъекта РФ образовательными программами в области искусств реализуются также:
- дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;
- образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена).
Кроме того, пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что в области искусств реализуются образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Анализ действующего законодательства во взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые положения Закона РС(Я) не содержат указания на отдельные виды образовательных программ, реализация которых в области искусств прямо предусмотрена федеральным законодательством. Тем самым часть 1 статьи 6.1 Закона РС(Я) вступает в противоречие с вышеприведенными положениями федерального законодательства, определяющими особенности реализации некоторых видов образовательных программ.
Следовательно, требования прокурора, касающиеся оспаривания части 1 статьи 6.1 Закона РС(Я), правомерны и подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС(Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 1 статьи 6.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.02.2009 663-З № 189-IV "О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 11.12.2013 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------