Постановление Государственного Собрания от 19.04.2013 ГС N 1609-IV "Об отчете Президента Республики Саха за 2012 год"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2013 г. ГС № 1609-IV
ОБ ОТЧЕТЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О РЕЗУЛЬТАТАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2012 ГОД
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 14 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", заслушав и обсудив отчет Президента Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2012 год, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отмечает следующее.
Общественно-политическая ситуация в Республике Саха (Якутия) отражает все процессы, происходящие сегодня в стране, и характеризуется постоянным развитием, ростом политической активности и внедрением новых форм взаимодействия гражданского общества и власти. 4 марта 2012 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Жители Республики Саха (Якутия) своим активным участием в выборах продемонстрировали широкую поддержку нынешнего курса развития России, направленного на экономическую и политическую стабильность, укрепление законности и порядка, повышение уровня жизни населения.
В 2012 году удалось не только сохранить поступательное развитие экономики, но и улучшить качественные показатели уровня жизни населения. Главным итогом роста экономики стало увеличение на 2,1 процента реальных денежных доходов населения. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 40 тыс. рублей с реальным ростом на 12 процентов.
Объем валового регионального продукта превысил полтриллиона рублей с реальным ростом на 3 процента. Первый год реализации 37 государственных программ позволил сконцентрировать на приоритетных направлениях финансовые и организационные ресурсы и добиться исполнения большинства индикаторов.
Утверждены Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основные направления до 2030 года, в экономику и социальную сферу привлечено более 200 млрд. рублей инвестиций. Рост инвестиционной активности сопровождался высокими темпами в строительстве. Перевыполнен план по вводу жилья: построено 352,2 тыс. кв. метров жилья, что на 10,5 процента больше уровня 2011 года.
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) поддерживают действия Президента Республики Саха (Якутия), органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), направленные на развитие экономики и выполнение социальных обязательств перед населением республики.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять отчет Президента Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2012 год.
2. Опубликовать настоящее постановление и отчет Президента Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2012 год в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" и в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
В.БАСЫГЫСОВ
ОТЧЕТ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗА 2012 ГОД НА СОРОК ВТОРОМ (ОЧЕРЕДНОМ) ПЛЕНАРНОМ
ЗАСЕДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
19 апреля 2013 года
Уважаемые народные депутаты! Уважаемый Виталий Николаевич! Сегодняшний отчет о результатах деятельности исполнительных органов власти перед парламентом четвертого созыва - последний. Через год отчет будет представлен уже новому составу Государственного Собрания (Ил Тумэн), который приступит к своим полномочиям после предстоящих выборов. Исходя из этого, думаю, сегодня мало подвести итоги только за 2012 год. Надо взглянуть на ситуацию шире, проанализировать нашу с вами совместную работу за период моей деятельности на посту Главы Якутии, начиная с середины 2010 года. Конечно, срок не такой большой, но это будет полезно всем для того, чтобы сверить достигнутые показатели с теми целями, которые мы перед собой ставили, понять динамику основных процессов, определяющих жизнь Якутии, понять, откуда у людей запрос на глубокие поэтапные перемены, чего нам еще не хватает для более уверенного движения вперед, причем, не только с точки зрения выработки конкретных управленческих решений, но и с точки зрения понимания определенных законов жизни, которые надо принимать и учитывать.
Уважаемые коллеги! Приступая к обязанностям Президента республики, я нацеливал свою команду на то, чтобы добиваться улучшения качества жизни в республике по всем направлениям, не ограничиваясь только экономикой или социальной сферой, крупными проектами или сельским хозяйством. Любая проблема, которая есть, должна быть принята во внимание и решаться независимо от того, на каком уровне требуются решения: на муниципальном, республиканском, федеральном. Это я всегда подчеркиваю своим коллегам.
Все приоритеты нашей долгосрочной политики озвучены ранее в посланиях и отчетах Президента, сконцентрированы в основополагающих документах, государственных программах, республиканских законах и решениях Правительства, которые всем вам хорошо известны. Подчеркну, что большой опорой для нас являются долгосрочные стратегические Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, так как их содержание полностью отвечает запросам российского общества, в том числе запросам якутян.
В восьми моих предыдущих программных выступлениях, начиная с июня 2010 года, было определено свыше 250-ти задач по 30-ти ключевым направлениям. Эти задачи не берутся с потолка. Они актуализируются с учетом специально организуемых среди населения социологических исследований, а также с учетом многочисленных встреч с жителями республики, проводимых мной и членами Правительства. Как Президент республики, в отличие от своих предшественников, я стремлюсь вести постоянный равноправный диалог и с населением, и с органами власти, в том числе с депутатским корпусом. На традиционных встречах перед каждым пленарным заседанием информирую руководство парламента, лидеров фракций и народных депутатов обо всех текущих делах, поэтому постараюсь подробно остановиться только на основных результатах нашей работы, вначале подведу общие итоги, скажу о тех позитивных переменах, которые, на мой взгляд, мы уже можем занести себе в актив.
Прежде всего, как и было обещано мной с этой трибуны при вступлении в должность Президента, сегодня сохраняется курс на обеспечение поступательного развития республики. Продолжены диверсификация и модернизация экономики, создание новых отраслей промышленности и производственной инфраструктуры. Мы придали новый импульс развитию научно-технического потенциала республики. Изменены принципы деятельности научных учреждений в сторону разработок, имеющих инженерно-практическую значимость, обеспечиваются условия для повсеместного внедрения инноваций.
В развитие программно-целевого метода управления экономикой мы перешли на программно-целевой принцип формирования и исполнения государственного бюджета. Это дает максимальную прозрачность, эффективность, а главное, комплексный подход в решении тех или иных задач.
Мы сделали шаги в сторону дальнейшего совершенствования системы местного самоуправления, усиления финансово-экономической базы и реальных полномочий муниципальных органов власти.
Мы в корне пересмотрели формы и механизмы государственной поддержки сельского хозяйства, придя к окончательному пониманию того, что нам не удастся изменить в лучшую сторону производственные показатели, пока качественно не изменятся условия жизни в сельской местности. Мы сегодня должны подойти именно с этой точки зрения, чтобы в корне решить эту проблему.
Мы устраняем практически все административные барьеры для малого и среднего бизнеса. Со стороны руководства республики предпринимательству оказывается постоянная поддержка и различные преференции.
В республике планомерно повышается заработная плата, ремонтируются дороги, продолжается газификация, возводятся новые социальные объекты, идет масштабный снос ветхого жилья. Сделан упор на обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Мы не просто сохранили традиционные направления социальной политики, а существенно расширили их, выделив гуманитарные компоненты.
Особое внимание в эти годы отводим вопросам национально-культурного развития и духовного состояния общества, консолидации жителей республики. Органы власти становятся ближе к народу. Сегодня это хорошо чувствуется. На новый уровень вышла молодежная семейная политика. В ранг приоритетных государственных задач республики возведено воспитание подрастающего поколения, поддержка детских инициатив. Усилия руководства республики сосредоточены на формировании здорового, активного, творчески мыслящего и конкурентоспособного человека-созидателя.
Усилились предъявляемые требования и повышена исполнительская дисциплина руководителей всех уровней, вплоть до хозяйствующих субъектов. Во многом это происходит благодаря постоянному открытому диалогу Президента и Правительства, глав муниципальных районов и городских округов, представителей местных органов власти с населением. В период моего пребывания в должности Президента республики в целях повышения персональной ответственности дисциплинарным взысканиям, выговорам и замечаниям за различные проступки подвергнуты 36 руководителей различных министерств и ведомств, назначаемых указом Президента республики.
Несмотря на сохраняющуюся консервативность общества в целом, мы начали колоссальную по значимости работу, связанную с формированием системы общественного контроля. Решая самостоятельно перспективные и текущие задачи, органы исполнительной власти республики в эти годы стали много и тесно взаимодействовать с федеральными органами власти. Считаю, что никогда раньше проблемы республики не поднимались перед федеральным центром с такой интенсивностью и всеохватностью, как в последние годы.
Безусловно, сложностей хватает, но мы отстаиваем интересы республики, и нас слышат. В первую очередь мы говорим о том, чтобы все существующие федеральные программы в обязательном порядке распространяли свое действие на территорию нашего региона, и во многом это удается.
Статистические данные по результатам нашей работы показывают, что Республика Саха (Якутия) в период с 2010 по 2012 годы не растеряла свои лидерские позиции на Дальнем Востоке, а, наоборот, укрепила их. Не случайно нынешней весной в Якутске состоялось судьбоносное для дальневосточников заседание Государственной комиссии под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева, на котором была принята Государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Конечно, и нерешенных проблем остается немало. Нам предстоит еще очень много думать над тем, как улучшать ситуацию по отдельным позициям, как добиться качественных перемен, которых ждут якутяне. Изучать, просчитывать, сравнивать и приходить к разумным решениям, нащупывать нестандартные механизмы. Поэтому дальше буду говорить не только об успехах, но и о тех вопросах, где есть недостатки, где нам по разным причинам еще не хватает сил и возможностей. На такие вопросы просил бы вас обращать особое внимание.
Уважаемые народные депутаты! С 2010 по 2012 годы нам удалось обеспечить рост экономики и в целом улучшить качественные показатели уровня жизни населения республики. Объем валового регионального продукта по итогам 2012 года превысил 0,5 триллиона рублей с реальным ростом на 10 процентов по сравнению с 2010 годом. Благодаря этой динамике за три года увеличилась численность экономически активного населения, медленно, но сокращается уровень безработицы. Растут реальные денежные доходы населения.
Экономика республики существенно влияет на показатели Дальневосточного федерального округа в целом. По итогам прошлого года Якутия занимает первое место в регионе по объему инвестиций в основной капитал, добыче угля, валовому надою молока, обороту в общественном питании. Мы также занимаем второе место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по вводу жилья в абсолютном выражении, по сальдированным финансовым результатам наших предприятий.
В Российской Федерации Якутия находится на высоких позициях по индексам развития регионов. По сводному индексу социально-экономического положения на 2012 год мы на тринадцатом месте, по инвестиционной привлекательности - на девятом месте, по сводному индексу в бюджетной системе - на одиннадцатом, по индексу развития реального сектора экономики - на четырнадцатом месте. По оценке ведущих международных рейтинговых компаний республика впервые получила инвестиционную категорию. Сегодня подобный рейтинг, кроме нас, имеют только Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Это позволяет нам вести и дальше устойчивую инвестиционную политику.
Якутия входит в состав немногих регионов страны, сохранивших естественный прирост населения. По этому показателю мы занимаем в целом по стране седьмое место.
Таким образом, Республика Саха (Якутия) становится конкурентоспособной среди других субъектов Российской Федерации.
В республике обеспечено ежегодное увеличение инвестиций в основной капитал. В экономику региона за три года привлечено более 500 миллиардов рублей, это значительно превышает уровень предыдущих трех лет. Это означает, что наши бюджетообразующие предприятия получают новые возможности для реализации стратегически важных проектов. Как следствие повышаются налоговые отчисления в казну республики, возрастает потенциал для решения социальных задач.
По будущему строительству автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о проведении конкурса на заключение концессионных соглашений. Мы добиваемся эффективной социальной политики бизнеса. Помимо традиционных социально ориентированных компаний, таких как "АЛРОСА", значительные вложения в социально-транспортную инфраструктуру осуществляют "Сургутнефтегаз", "Транснефть" и другие.
Отдельно следует отметить заключение соглашения с "Газпромом" по освоению Чаяндинского месторождения с уникальными запасами газа, нефти и гелия. За счет активных геологоразведочных работ растет потенциальная ценность разведанных запасов на территории Якутии. Но для освоения требуются не просто инвесторы, а инвесторы добросовестные. Не только стратегические интересы, но соответствующие ресурсы и возможности, которые они имеют.
Необходимо дальнейшее ужесточение контроля за выполнением недропользователями условий лицензионных соглашений. Сегодня мы уже имеем более двухсот недропользователей, владеющих 480 лицензиями на разведку и добычу полезных ископаемых. При этом выявлены нарушения со стороны Эльконского горно-металлургического комбината, Якутской топливно-энергетической компании, компании "Ирелях-нефть" и "Сахаолово".
Параллельно мы сами должны создавать условия для привлечения инвестиций. Однако у нас до сих пор еще не задействованы такие институты развития, как Региональный инвестиционный фонд, Центр развития государственно-частного партнерства, Агентство по привлечению инвестиций. Замечу, что это зона ответственности Министерства экономики и промышленной политики республики.
Недостаточно инвестиций мы вкладываем в опережающее развитие арктической зоны. За три года в строительство 26 объектов вложен всего 1 миллиард 840 миллионов рублей, то есть менее 5 процентов общего лимита инвестиционной составляющей нашей программы. Ситуация постепенно должна выправляться. В этом году в арктической зоне планируется ввести 9 объектов, начато строительство еще 28-ми.
Подытоживая темы привлечения инвестиций и развития промышленности, хочу сказать следующее. Мы сегодня не разбазариваем ресурсы направо и налево, мы заботимся о том, как использовать недровые богатства республики на благо каждого якутянина. Нарастающая динамика налоговых поступлений в бюджеты региона - лучшее тому подтверждение.
Уважаемые товарищи, эффективность и качество производства в условиях рыночной экономики становятся определяющими факторами. А добиться эффективности без модернизации невозможно. В республике созданы институты развития инноваций: Венчурная компания "Якутия", Технопарк "Якутия", Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета, Центр интеллектуальной собственности при Академии наук. Государственную поддержку получили 80 инновационных малых предприятий. Завершено создание первой очереди федерального криохранилища семян растений, а также строительство научно-исследовательской станции на острове Самойловский в Булунском районе. Налажено производство современных видов теплоизоляции из базальтовых материалов. Проводятся испытания по использованию светодиодной продукции.
Но есть и недочеты. Несмотря на поддержку науки, кооперация бизнеса и высшей школы идет очень медленно. Созданный центр стратегических инициатив только формируется, до сих пор не проведен, как требовалось, технический аудит промышленных предприятий, чтобы определить их запросы на научное сопровождение. Думаю, руководство Государственного комитета по инновационной политике и науке и Министерство экономического развития сделают необходимые выводы.
Позитивные сдвиги в экономике благотворно отражаются на бюджетной политике региона. Общие доходы консолидированного бюджета республики за три года увеличились на 33 процента, до 140 миллиардов рублей, в том числе собственные доходы - на 43 процента. Ведется эффективная работа по управлению государственным долгом: за три года доля государственного долга к собственным доходам бюджета снизилась с 34-х до 22-х процентов. Нехватка средств в муниципальных образованиях серьезно ограничивает возможности для реализации полномочий местных органов власти и удовлетворения запросов граждан, поэтому мы сегодня занимаемся укреплением финансовой обеспеченности муниципалитетов.
Огромные средства вкладываются в развитие столицы республики. За три последних года городской округ "Город Якутск" получил из разных источников республики более 15 миллиардов рублей.
Тем не менее особенно в сельских поселениях несоответствие публичных обязательств местных властей и финансовых возможностей для их исполнения по-прежнему остается одной из самых болезненных проблем местного самоуправления, что сказывается на социальном самочувствии граждан. При этом анализ ситуации на местах свидетельствует: многие муниципалитеты не используют до конца свой имущественный и природный ресурсный потенциал для управления местными налогами и пополнения собственной доходной базы.
Уважаемые коллеги! В улучшении качества жизни основную роль играет повышение уровня денежных доходов населения. В республике утверждена концепция повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы. Республиканским соглашением с 1 января 2014 года минимальная заработная плата должна быть установлена в соотношении 100 процентов к величине прожиточного минимума. В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года мы должны изыскать источники покрытия нарастающего дефицита средств на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Если в этом году дефицит составляет 1,8 миллиарда рублей, то в следующем году это будет уже 4,8 миллиарда рублей. За три года доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума явно уменьшилась. Этому способствовало не только опережающее увеличение зарплаты отдельной категории работников, но и рост доли социальных выплат в структуре денежных доходов населения. Количество видов социальной поддержки тоже увеличилось. Суммарная индексация размеров социальных выплат и пособий в течение трех последних лет сложилась аналогично индексу потребительских цен.
С начала реализации республиканского материнского капитала "Семья" сертификаты выданы более чем шести тысячам семей, около 60 процентов из них направили средства на улучшение жилищных условий, 32 процента - на приобретение транспорта.
Минувший год стал поворотным в части обеспечения жильем детей-сирот, более 700 из них стали обладателями собственного жилья, тем самым практически ликвидирована многолетняя очередь. Целевой задачей для нас остается организация воспитания всех детей-сирот в приемных семьях.
В части организации беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в прошлом году были предусмотрены работы только по 31 объекту, что совершенно не может нас устраивать. Напомню Правительству, что на всей территории республики определено 220 первоочередных объектов, подведомственных пяти министерствам.
Якутия - сложнейший в природно-климатическом и географическом плане регион. Поэтому отдельное направление нашей работы - вопросы жизнеобеспечения людей. В целях повышения мобильности населения ежегодно увеличивается объем дотирования внутриреспубликанских рейсов. В прошлом году перевезено 73 тысячи пассажиров, которые уплачивали в среднем 27 процентов от себестоимости перелета. С прошлого года начат пилотный проект по субсидированию половины стоимости перелета от районных центров в арктических зонах до узловых аэропортов "Якутск" и "Полярный". Работу в этом направлении будем продолжать.
В рамках решения инфраструктурных проблем, благодаря созданию Дорожного фонда республики, кратно увеличен объем ремонта дорог и сооружений. В целом за три года построено 125 километров дорог и более 1 тысячи метров мостов, отремонтировано более 1000 километров дорог. Проблемы строительства и ремонта автодорог накапливались десятилетиями и требуют от нас более смелых решений. На завершающей стадии находится строительство железнодорожного вокзала "Нижний Бестях". Начаты работы по массовому ремонту авиационных площадок. За счет государственной поддержки авиакомпанией "Якутия" получено два самолета "Sukhoj SuperJet" и один самолет "Bombardier". Еще два "Bombardier" будут получены в течение этого года. За три года построено более 300 километров газопровода, газифицировано более 14 тысяч жилых домов и квартир, десятки производственных объектов и котельных.
Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем было объявлено приоритетом государственной политики республики. За три года введено 978 тысяч квадратных метров жилья, в том числе более полумиллиона квадратных метров индивидуального жилья. На обеспечение жильем из бюджетов всех уровней за три года направлено более 9 миллиардов рублей, но общий удельный вес ветхого и аварийного жилья пока остается одним из самых высоких по России - почти 14 процентов от общего объема. Благодаря увеличению объемов и видов государственной поддержки по обеспечению жильем, ежегодно увеличивается количество выданных ипотечных кредитов. Только в 2012 году выдано 5,5 тысячи кредитов на общую сумму около 10 миллиардов рублей. В этом году должны быть полностью решены вопросы возмещения ущерба пострадавшим от недобросовестных застройщиков, признанных таковыми по решению суда. Будет завершено строительство жилищного фонда социального использования для ветеранов и инвалидов в Якутске и еще шести населенных пунктах республики.
Может быть, не столь заметны положительные сдвиги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но они тоже есть. За три года на модернизацию коммунальной инфраструктуры направлено почти 20 миллиардов рублей, построено и реконструировано 174 котельных, заменено более 450 километров инженерных сетей, как результат - уровень износа коммунальной инфраструктуры снизился. Успешно внедряются новые технологии ресурсосбережения. Опыт эксплуатации энергоэффективного дома в Жатае показал ежегодную экономию в размере полумиллиона рублей. Апробируется механизм заключения энергосервисных договоров, суть которых состоит в отложенном финансировании энергоэффективных мероприятий за счет сэкономленных средств. Для примера - за прошлый отопительный сезон только по 29-ти учреждениям Горного и Усть-Алданского улусов получена экономия в размере 22 миллионов рублей. В целом уровень окупаемости жилищно-коммунальных услуг составляет всего 43 процента, а в арктической зоне - от 7 до 30 процентов, что дает возможность населению республики оплачивать жилищно-коммунальные услуги по тарифам, наименьшим в Дальневосточном федеральном округе. Основное бремя расходов берет на себя региональный бюджет. В прошлом году на жилищно-коммунальные хозяйства было израсходовано в общей сложности 17 миллиардов рублей, или 13 процентов расходной части бюджета республики.
Вместе с тем принятие таких мер и рост платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства не сопровождаются повышением качества услуг, что вызывает обоснованные претензии. Почему так происходит? Я считаю, во-первых, очевидно, что проблема жилищно-коммунального хозяйства связана не только с недобросовестностью отдельных коммунальных служб, но с низкой конкуренцией или ее отсутствием на этом рынке.
Во-вторых, механическое создание товариществ собственников жилья пока далеко не всегда меняет отношение собственников жилья к управлению своими домами. За два последних года созданы ТСЖ с охватом более 2 тысяч многоквартирных домов. Несмотря на это, коммунальные службы на местах зачастую не чувствуют должного контроля со стороны владельцев жилья и, соответственно, работают спустя рукава. То есть правовая неграмотность собственников жилья остается огромным пробелом, который не позволяет нам переломить ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Уважаемые коллеги! Расходная часть государственного бюджета республики сохраняет социальную направленность. За счет освоения почти 8 миллиардов рублей по программе модернизации здравоохранения за два последних года мы впервые добились исполнения установленных индикаторов качества оказания медицинской помощи. Единственный недостаток, как и во многих других регионах России, в Якутии в 2012 году несколько увеличился показатель младенческой смертности. Это связано, прежде всего, с изменением методики - переходом на международные требования к регистрации живорожденных с экстремально низкой массой тела.
Именно по этой причине мы добились, чтобы в Якутске был построен новый современный перинатальный центр. Развернуто 46 офисов общей врачебной практики с охватом 65 тысяч человек. Потребность составляет еще 30 офисов. За три года введено 18 фельдшерско-акушерских пунктов, что является недостаточным объемом при наличии 209 эксплуатируемых зданий. Моя встреча в связи с этим с министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой на этой неделе дала ответы на многие вопросы. Уверен, что в скором времени мы доведем наши предложения до принятия конкретных решений.
Проводимые в республике антиалкогольные мероприятия приносят результаты. Потребление спиртного за последние три года официально снизилось, хотя, безусловно, работу в этом направлении нужно расширять. Это как раз тот аспект, где многое зависит от самих людей, от инициативности и сознательности населения на местах.
Ежегодно растет объем финансирования на развитие физкультуры и спорта. В республике количество жителей Якутии, систематически занимающихся физкультурой и спортом, увеличилось до 22 процентов от общей численности населения. Становятся более доступными спортивные сооружения в столице и районах республики. В конце прошлого года создано семь детско-юношеских спортивных школ на 30 тысяч детей по опорным видам спорта. Заметно, что ценности здорового и трезвого образа жизни, занятия физической культурой и спортом в последние годы стали для жителей Якутии более значимыми, причем, самодеятельная активность граждан в этом отношении, может быть, даже опережает усилия властей.
В рамках реализации программы модернизации образования за три последних года доля ветхих и аварийных школ сократилась. Расходы на одного ученика за последние два года за счет всех источников в государственных и муниципальных школах возросли. В совокупности на обучение 137 тысяч учащихся в прошлом году было затрачено 18,5 миллиарда рублей.
Формируется региональная система оценки качества образования. Наряду со строительством не менее 10 школ с 2010 года обеспечивается ввод не менее 10 детских садов ежегодно. Доля зданий дошкольных учреждений, требующих капремонта, снизилась с 31 до 21 процента. При этом в очереди на поступление в дошкольные учреждения по-прежнему стоит 11,5 тысячи детей. С этого года намечена реализация инвестиционного проекта с участием Всемирного банка по строительству 80 детских садов стоимостью 3,6 миллиарда рублей, но еще не отобраны типовые проекты детских садов. Министерству архитектуры и строительного комплекса совместно с Министерством образования необходимо ускорить принятие соответствующих решений.
Уважаемые народные депутаты! Самобытная культура народов Якутии получает определенную поддержку. В рамках республиканских, всероссийских, международных мероприятий достойно выглядят наши творческие коллективы, наши таланты-самородки. За три года расходы на содержание и укрепление материальной базы учреждений культуры возросли в 1,5 раза, в результате на одного работника культуры тратится почти 0,5 миллиона рублей в год, это неплохо. Вместе с тем работа по совершенствованию системы управления учреждениями культуры фактически не проведена. Как следствие развитие идет неравномерно. Если на одно республиканское учреждение культуры приходится в среднем 78 работников, то на одно муниципальное учреждение культуры - менее 6 человек, хотя численность работников культуры за последние годы возросла. Министерством культуры и духовного развития не выполняется задача по созданию президентской сети центров культуры и творчества в районах республики, а также многофункциональных культурных наслежных комплексов, объединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, детскую школу искусств. Напомню еще раз о том, что я говорил в своем ежегодном послании три месяца назад. Если мы хотим высокой конкурентоспособности республики в будущем, то должны обеспечить морально-нравственную опору для подрастающего поколения.
Сегодня мы формируем среди молодого поколения общественное мнение о востребованности и доходности специальностей начального и среднего профессионального образования. Обеспечен ежегодный рост размера стипендии обучающихся в учреждениях начального и среднего профобразования. С прошлого года установлены 100 стипендий Президента республики и 45 стипендий Министерства образования и науки России. Введены в эксплуатацию два техникума. Считаем, что на федеральном уровне должны быть приняты отдельные программы в этом направлении. Положительные сдвиги в целом есть. С отличной инициативой выступила республиканская газета "Эдэр саас", организовав десант "Молодежь Якутии - в промышленность". Хотелось бы, чтобы подобные практические шаги становились трендом.
В результате заключения 12 соглашений с крупными компаниями за три года мы смогли трудоустроить всего чуть более 1 тысячи молодых специалистов. При этом показатели закрепляемости пока составляют 77 процентов. На фоне этого через службы занятости на неквалифицированные работы в промышленности ежегодно привлекаются более 10 тысяч человек. Эту картину надо менять, иначе якутяне не смогут стать полноправными участниками промышленного освоения республики и не получат от этого ожидаемых выгод. Прошу Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров принять это в качестве замечания и требования.
В последние годы принят целый комплекс мер по поддержке предпринимательства. Внедрена патентная система налогообложения, льготная аренда и выкуп государственного имущества, в два раза снижена и налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения. Все это позволило только в 2012 году создать около 3 тысяч дополнительных рабочих мест, сохранить 5,6 тысячи действующих рабочих мест. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составляет около 50 тысяч единиц. Начата активная поддержка предпринимателей, занимающихся народными художественными промыслами, социальным обслуживанием населения, туристическими услугами. Есть затруднения в реализации мероприятий по снижению административных барьеров для предпринимателей в сфере доступности энергетической, инженерной инфраструктуры, градостроительной политики, государственных и муниципальных заказов. Субъекты малого и среднего бизнеса являются основными плательщиками по специальным налоговым режимам, доход от которых в консолидированный бюджет республики год от года растет. По итогам 2012 года он составил 2,4 миллиарда рублей с ростом на 26 процентов.
При встречах со мной большинство селян заявляет, что у них жизнь стабильная. Возникает вопрос, почему в отличие от горожан сельские жители менее требовательны к условиям своей жизни. В этом, я считаю, тоже есть недостаток. Ведь качество жизни меняется только тогда, когда повышается запрос граждан. Стабильность - это неплохо. Но от стабильности нужно обязательно переходить к повышению качества жизни. Иначе стабильность рано или поздно приведет к стагнации. Перемены к лучшему необходимы. Вот почему в прошлом году появился Указ о комплексном развитии села. В рамках объявленного в республике Года села Правительство на днях внесет для утверждения отдельные программы комплексного развития села на ближайшие пять лет.
Осуществлена передача части государственных полномочий по поддержке сельского хозяйства муниципальным районам. В прошлом году им направлена 1/3 средств господдержки, или 2,5 миллиарда рублей. Также достигнуто установление закупочной цены на молоко в размере не менее 30 рублей в 10 районах города Якутска. В 2012 году обеспечено кратное увеличение объемов капитальных вложений в сельское хозяйство за счет бюджетов всех уровней до более 1,5 миллиарда рублей с привлечением свыше 2 миллиардов рублей внебюджетных средств.
Проводится целенаправленная работа по упорядочению объектов муниципальной собственности и земель сельскохозяйственного назначения. Уже имеются топографические планы более 100 населенных пунктов, схемы рационального использования земель 100 поселений, кадастровые паспорта сельхозугодий для 200 с лишним родовых общин и более 500 сельхозорганизаций и крестьянских хозяйств.
Так же, как я говорил в своем нынешнем послании, мы должны предельно упростить систему субсидирования сельхозпроизводства с учетом дальнейшей передачи части полномочий по поддержке отрасли на уровень сельских поселений. Пока перемены в аграрном секторе в целом идут не так быстро. Мы только начали работы по улучшению инфраструктуры села. Проблема обеспечения чистой водой ставится населением большинства населенных пунктов. Более 300 населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автодорогам с твердым покрытием. Еще один отрицательный момент: до сих пор не принят действенный механизм установления гарантированного уровня заработной платы основным работникам животноводства с учетом бюджетных вливаний. Здесь явно чувствуются организационные недоработки Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики республики. Но с другой стороны в очередной раз хочу повторить, что очень многое на местах зависит от глав муниципальных образований. Для оказания практической помощи в прошлом году за каждым наслегом были закреплены представители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и общественных организаций. Они должны оказывать поселениям всемерное содействие в решении текущих проблемных вопросов, включая сезонные работы.
Внедряя "Электронное Правительство" и создавая сеть многофункциональных центров оказания государственных муниципальных услуг, мы последовательно снижаем коррупциогенность органов власти, исключая прямые контакты заявителей с чиновниками. Проводится работа по переводу всех госзаказов через созданный Госкомитет по размещению государственных заказов.
В интересах социально-экономического, инновационного развития республики необходимо, чтобы все жители Якутии беспрепятственно и уверенно использовали в работе и в жизни информационные технологии. Проблема доступности Интернет-связи на огромной территории республики еще не устранена окончательно. В этом плане мы по объективным причинам отстаем от России. Тем не менее в 2012 году завершены работы по строительству магистральной волоконно-оптической линии связи Тында - Якутск. Последовательное развитие телекоммуникационной инфраструктуры республики в конечном итоге все равно будет способствовать не только повышению качества, но снижению стоимости предоставления услуг доступа к сети Интернет. По итогам последних переговоров с "Транстелекомом" достигнута предварительная договоренность о снижении тарифов на доступ в Интернет для юридических лиц на 28 процентов с 1 мая, еще на 23 процента - с 1 сентября этого года.
Сегодня граждане очень требовательны к деятельности органов власти. И это справедливо. Потому что свободные от контроля общества государственные, муниципальные чиновники, как правило, незаметно утрачивают связь с ним. Как следствие могут приниматься решения, далекие от интересов населения. Если люди хотят, чтобы власть работала эффективно, появление общественного контроля становится необходимым. Однако важно правильно понимать, что это такое. Общественный контроль не должен сводиться только к подозрениям или к голым обвинениям представителей власти в коррупции. Хотя большинство чиновников - порядочные и честные люди. Далее. Общественный контроль иногда ошибочно трактуется как абсолютное перекладывание ответственности на плечи народа. Это тоже неправильно. Главная ответственность за все, что происходит в республике или в отдельном муниципальном образовании, всегда несли и будут нести органы власти. На самом деле общественный контроль - это, в первую очередь, активное наблюдение за действиями властей и сотрудничество с органами власти, участие в выявлении тех или иных проблем, публичное обсуждение и оценка качества решения этой проблемы, при необходимости - выработка альтернативных решений. Поэтому очень надеюсь, что нынешний состав парламента успеет принять инициированный мной республиканский закон об общественном контроле в Республике Саха (Якутия), где будут четко прописаны и закреплены полномочия общественных советов, порядок их работы, процедура контроля. Добавлю, что общественные советы до сих пор появились не во всех органах государственной власти и муниципальных районов.
Созданная в 2011 году Общественная палата начинает активизироваться. Считаю, что ее координирующая роль могла быть гораздо более заметной. Она нужна нам так, как нужны и Торгово-промышленная палата республики, и Федерация профсоюзов республики, которые представляют собой проверенные временем фундаментальные институты развития гражданского общества. В целом по республике общественная активность понемногу пробуждается. Чувствуется, что с каждым днем все больше якутян хотят участвовать в общественной жизни. Люди приходят к пониманию того, что надо не только подчеркивать свои гражданские права, но и выполнять свои гражданские обязанности, иначе говоря, брать на себя ответственность за общественное самовыражение, за собственную самореализацию, за свое собственное здоровье, за воспитание своих детей, за чистоту и благоустройство своих дворов и так далее. Именно такие вещи я называю встречным движением общества - дополнением к усилиям республиканской власти, которые в совокупности с усилиями самого общества дают гораздо более зримые результаты. Но для того, чтобы встречное движение общества и власти усиливалось, нужна бесперебойная работа системы диалога власти, общества и средств массовой информации.
Настоящими площадками для диалога власти и общества стали отчеты исполнительных органов власти перед населением, ежегодно проводимые с конца 90-х годов. Отчетами охватываются все муниципальные образования республики. По предварительным данным, в 2013 году в отчете приняли участие более 30 тысяч человек. Принято на рассмотрение Правительством республики более 500 предложений. Это уникальный для всей России опыт, когда любой человек в любом населенном пункте имеет возможность ставить любые вопросы напрямую перед членами Правительства. Возможность общаться и договариваться снимает многие проблемы сразу, учит людей отличать полномочия по уровню власти, а представителей власти учит держать ответ перед обществом.
Следующим важным этапом наведения мостов между властями и обществом должны стать средства массовой информации, но в наших средствах массовой информации проблемы республики порой отражаются как в кривом зеркале. В погоне за информационными сенсациями и яркой картинкой средства массовой информации часто проходят мимо по-настоящему интересных событий в республике, а самое печальное - мимо хороших инициатив общества, ради которого они и работают. В результате мы приходим к ситуации, при которой народ слабо информирован о своих возможностях, а это - корень многих проблем.
Уважаемые друзья! Опыт показывает, что если проявлять настойчивость, можно добиваться серьезных изменений и на федеральном уровне, тем более что многие руководители федеральных министерств и ведомств - частые гости нашей республики. К примеру, совместными усилиями субъектов России, несомненно, при решающем участии республики срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продлен до конца 2015 года, также продлено право субъектов России выделять бюджетные кредиты на сезонный завоз топлива. По методике распределения средств субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений мы добиваемся обязательного учета особенностей северных территорий. Сейчас мы продолжаем взаимодействие с федеральными органами власти по целому ряду принципиальных вопросов, о чем вас всегда информируем. Прежде всего, имеется в виду работа по проекту федерального закона "О развитии Дальнего Востока и Байкальского региона", мы настаиваем на внедрении механизма прямой поддержки людей, проживающих на Дальнем Востоке.
В республике сохраняются стабильные межнациональные отношения. По результатам социологических опросов более половины населения республики оценивает их как благополучные. Межнациональное согласие - это великое достояние многих поколений якутян, которые всегда дорожили северной сплоченностью и взаимным уважением всех народов, проживающих в одинаково суровых условиях нашей республики. К сожалению, попытки разыгрывать национальные карты в политических целях периодически предпринимались и раньше. Предпринимаются они и сейчас. Но эти попытки не должны сбивать нас с пути, вносить смуту в умы людей, особенно молодежи. Мы должны строить общество, основанное на общих ценностях, независимо от национальности и религии. В конечном счете, людей беспокоит не национальный вопрос, а проявление несправедливости и беззакония. И в этом смысле на передний план выходит поддержка социального согласия, воспитания нравственных, семейных и гражданских, патриотических ценностей.
Завершая свой сегодняшний отчет, хочу подчеркнуть следующее. Органы исполнительной власти республики в ежедневном режиме занимаются оперативным и плановым решением вопросов, от которых зависит качество жизни людей. В каких-то областях это удается нам лучше, а в каких-то областях успехи скромнее. Сегодня якутянам нужна не просто стабильность, они ждут значительных перемен к лучшему. Это новая ситуация. Мы стремимся продвигаться вперед абсолютно по всем позициям. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы предугадывать и предупреждать проблемы, а не следовать за ними, хотя они накапливаются десятилетиями. Мы должны чувствовать пульс жизни и достигать повсеместного повышения качества жизни. Вся наша работа, все наши решения, в конечном счете, ориентированы на это: на благоустройство городов, улусных центров, на создание рабочих мест, на совершенствование системы здравоохранения, образования, на строительство и ремонт дорог, на обеспечение людей доступным жильем и приведение в порядок жилищно-коммунального хозяйства - на все, без чего немыслима жизнь в XXI веке. Главное - не останавливаться на достигнутом, непрерывно думать, что еще можем сделать для развития. Принимаемые меры для повышения качества жизни должны носить адресный характер, быть дифференцированными, каждый якутянин должен осязать реальные плоды нашего с вами труда.
Уважаемые народные депутаты! Уважаемый Виталий Николаевич! На этом я завершаю свой отчет, давайте продолжать работать. Несмотря на то, что срок полномочий этого созыва парламента подходит к концу, от каждого из вас жители республики будут ждать продуктивных инициатив и в дальнейшем. Спасибо за внимание.
------------------------------------------------------------------