Постановление Конституционного суда РС от 29.04.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха "
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. № 4-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 21 МАЯ 2012 ГОДА № 214 "О МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПОДПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН,
ПОСТРАДАВШИХ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ ЖИЛЬЯ"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
И ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 "ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОСТРАДАВШИМ УЧАСТНИКАМ
СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯВШЕГОСЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего В.Т. Филиппова, судей Д.Н. Миронова, В.Н. Никонова, В.Н. Прокопьева, с участием представителя народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, обратившегося с ходатайством, Е.Р. Кожухова, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Ю.В. Пономарева, представителя Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) М.В. Винокуровой, председателя Государственного комитета юстиции Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителя Президента Республики Саха (Якутия) П.В. Алексеева рассмотрел ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года № 214 "О механизме реализации подпрограммы "Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы"" (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2012 года № 547) и приложения № 1 "Порядок предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществлявшегося на территории Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева. Основанием к рассмотрению дела стала обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) оспариваемые положения постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года № 214 в редакции постановления от 30 ноября 2012 года № 547 и приложения № 1 к нему.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Миронова, объяснения сторон, выступления других участников судебного процесса, исследовав представленные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года № 214 "О механизме реализации подпрограммы "Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы"" (далее - Постановление от 21 мая 2012 года) утверждено приложением № 1 "Порядок предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществлявшегося на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Приложение № 1).
Ходатайствующий полагает, что в приложении № 1 к Постановлению от 21 мая 2012 года в редакции от 30 ноября 2012 года из двух форм государственной поддержки, предусмотренных Законом Республики Саха Якутия) от 29 марта 2012 года "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года), отражена только одна из них, а именно социальные выплаты. Народный депутат считает, что усеченное (неполное) закрепление Правительством республики форм государственной поддержки, предусмотренных названным законом, порождает неопределенность в применении приведенных выше нормативных актов. Придавая факту отсутствия одной из предусмотренных законом форм государственной поддержки в Приложении № 1 императивное значение, он считает, что нарушается конституционное право граждан на жилье, закрепленное в статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
Как следует из статьи 86 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в ходатайстве, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Итак, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) с учетом изложенного является Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года № 214 в редакции от 30 ноября 2012 года № 547 и Приложение № 1 к нему в части определения механизма реализации форм предоставления мер государственной поддержки пострадавшим участникам строительства, осуществлявшегося на территории Республики Саха (Якутия). Исследование фактических обстоятельств, связанных с договором о долевом строительстве, установлением права собственности на объекты недостроенного строительства, как вопросы гражданско-правового порядка, подлежат разрешению в судах общей юрисдикции и не входят в компетенцию Конституционного суда. Вопрос о конституционности положения статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года и реализации государственной программы "Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы", утвержденной указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 977, не может быть предметом рассмотрения Конституционного суда.
2. Согласно статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия) каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Неприкосновенность жилища охраняется законом. Это означает, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), имеют юридически гарантированную возможность быть обеспеченными постоянным жилищем.
Право на жилище основано на законных способах приобретения жилья. Одним из таких способов является участие граждан в строительстве многоквартирных домов по договору. Правовой базой решения жилищных потребностей граждан на основании договора о долевом строительстве является Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с последующими изменениями (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ).
Федеральный закон № 214-ФЗ устанавливает гарантию защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (в редакциях федеральных законов от 18 июля 2006 года № 111-ФЗ, от 17 июня 2010 года № 119-ФЗ). Названным Федеральным законом государственная поддержка пострадавших в результате неисполнения застройщиком своих обязательств не предусмотрена. В законе отсутствует положение о предоставлении указанным лицам жилых помещений.
Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Проект закона Республики Саха (Якутия) "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств" был разработан Правительством Республики Саха (Якутия) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 05 сентября 2011 года № ПР-2618, поставившего вопрос о необходимости разработки комплекса мероприятий по решению проблем граждан, участвующих в долевом строительстве, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками. Закон Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года 1046-З № 993-IV "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года) определяет меры государственной поддержки граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории республики, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств. Согласно статье 7 названного Закона Республики Саха (Якутия) в качестве форм предоставления мер государственной поддержки пострадавших участников строительства, осуществлявшегося на территории Республики Саха (Якутия), приняты: а) осуществление за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) денежной выплаты пострадавшим участникам строительства; б) оказание содействия застройщикам, взявшим на себя обязательства по удовлетворению требований пострадавших участников строительства.
Таким образом, Закон Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года № 1046-З № 993-IV государственную поддержку в виде денежной выплаты за счет средств государственного бюджета республики связывает с пострадавшими участниками строительства - гражданами, а оказание содействия - с застройщиками, взявшими на себя обязательства по удовлетворению требований пострадавших участников строительства.
3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2012 года № 547 и Приложение № 1 к нему были изданы в целях реализации положений Закона Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года. Приложение № 1 к упомянутому постановлению Правительства Республики Саха (Якутия), как считает народный депутат, определяет вопросы реализации содержания пункта 1 части 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года № 1046-З № 993-IV. Действительно, пункты 1, 2 и 9 названного Приложения посвящены вопросам источников, условий выплаты и их размера, а его пункты 9, 14, 17 и 21 вопросам порядка предоставления мер государственной поддержки, т.е. устанавливают осуществление социальной выплаты. В них воспроизведены положения подпрограммы "Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья" о предоставлении социальной выплаты гражданам. Из сказанного следует, что, как первая из названных групп норм, так и вторая совокупность установлений: а) непосредственно регулируют порядок осуществления за счет бюджета республики денежной выплаты гражданам - пострадавшим участникам строительства; б) не состоят в прямой связи с оказанием содействия застройщикам, взявшим на себя обязательства по удовлетворению требований пострадавших участников строительства.
Таким образом, в положениях Приложения № 1 к рассматриваемому постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) представлен механизм реализации пункта 1 части 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года, предусматривающего осуществление за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) денежной выплаты пострадавшим участникам строительства - гражданам.
4. Ходатайствующий считает, что предложенный Приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года вариант реализации положений части 2 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года расходится с тем, как они закреплены в самом законе. Из двух форм государственной поддержки, закрепленных в законе, избрана только одна из них. По мнению заявителя, Приложение № 1 к постановлению Правительства должно было закрепить механизм реализации положения Закона Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года об оказании содействия застройщикам, взявшим на себя обязательства по удовлетворению требований пострадавших участников строительства. Представитель народного депутата на заседании Конституционного суда Республики Саха (Якутия) подтвердил подход заявителя, согласно которому оказание содействия застройщикам подразумевает государственную поддержку их за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Заявитель, допуская возможность выкупа Правительством незавершенных строительством объектов жилья у недобросовестных застройщиков, видит в этом один из способов разрешения окончания строительства жилья и "предоставления его законным владельцам - пострадавшим гражданам". Однако Закон Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года не имеет соответствующей нормативной базы в федеральном законодательстве и не предусматривает указанных заявителем мер. Вывод заявителя о том, что названные нормативные правовые акты не касаются и не регулируют оказание содействия застройщикам, взявшим на себя обязательства на удовлетворение требований пострадавших участников строительства, не подтверждается содержанием рассматриваемых актов.
Исполнение закона Республики Саха (Якутия), как особая стадия развития общественных отношений, урегулированных законом, состоит из совокупности исполнительно-распорядительных действий, соответствующих Конституции Республики Саха (Якутия) и законам республики. Это действия, будучи связанными со статусом Правительства Республики Саха (Якутия), должны предприниматься в пределах его полномочий, быть законными, надлежащими и реальными.
Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на территории субъекта федерации (статья 20). Конституция Республики Саха (Якутия) закрепляет положение (статья 80), в соответствии с которым Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Согласно статье 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" Правительство республики в пределах своей компетенции организует исполнение республиканских законов. Из Конституции Республики Саха (Якутия) не следует, что всякое исполнение республиканского закона обязательно должно сопровождаться финансированием из средств государственного бюджета республики. Согласно Конституции Республики Саха (Якутия) и Закону Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" установление и исполнение расходных обязательств республики определяются законом о государственном бюджете республики (статьи 6, 10). Это означает, что использование средств государственного бюджета республики реализуется при наличии ясного и определенного решения законодательного (представительного) органа Республики Саха (Якутия). Между тем, положение пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года об оказании содействия застройщикам сконструировано законодателем таким образом, что его связь с государственной поддержкой из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не усматривается.
Это подтверждается материалами, относящимися к рассматриваемым актам Правительства Республики Саха (Якутия). Так, в пояснительной записке к проекту закона "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств" указано, что предусмотренные проектом меры будут предоставляться гражданам. Проект предусматривал оказание содействия застройщикам в привлечении инвестиционных ресурсов для завершения строительства проблемных объектов. Однако в процессе прохождения законопроекта из него было исключено и это положение. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года был утвержден Сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Саха (Якутия) - приложение № 3. Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) постановлением определено в качестве уполномоченного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав, законных интересов пострадавших участников строительства. Положение Закона от 29 марта 2012 года об оказании содействия застройщикам, взявшим на себя обязательства по удовлетворению требований пострадавших участников строительства, по своему смыслу предполагает участие в этом не только органов исполнительной власти. Оказание содействия, как оно закреплено в Законе Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года, может быть реализовано в результате принятия действий комплексного характера, в том числе связанных с общим и индивидуальным регулированием, оптимизацией выделенных технических условий на присоединение к инженерным сетям.
Таким образом, Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года № 214 в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2012 года № 547 и Приложение № 1 к нему, не содержащие положения об использовании средств государственного бюджета для оказания содействия застройщикам, взявшим на себя обязательства по удовлетворению требований пострадавших участников строительства, но предусматривающие для них организационно-технические меры оказания содействия, не противоречат статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного и руководствуясь статьей 88 (пункт 1), статьей 89 Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 85, 86, 87 и 101 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и Конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)"
постановил:
1. Признать положения постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года № 214 "О механизме реализации подпрограммы "Государственная поддержка граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы"" (в редакции постановления от 30 ноября 2012 года № 547) и Приложения № 1 к нему не противоречащими статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку предусмотренное действующим законодательством республики содействие застройщикам, взявшим на себя обязательства по удовлетворению требований участников строительства, не подразумевает использование средств государственного бюджета.
2. Правовая позиция Конституционного суда, сформулированная в пункте 1 настоящего постановления, не исключает дальнейшего совершенствования правового регулирования и механизма реализации государственной поддержки прав граждан и иных участников строительства.
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия", "Ил Тумэн" и "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛЛИПОВ
------------------------------------------------------------------