Определение Верховного суда Республики Саха от 21.05.2013 N 3-14/2013 <О прекращении производства по делу о признании недействующими отдельных положений Административного регламента Министерства образования Республики Саха от 30.12.2011 N 684>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. № 3-14/2013
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 3.2.1.2, 3.2.2.4, 3.2.4.6, 3.2.4.7, 3.2.4.17, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.6.2, 3.6.4, п. п. "в" п. 2.10.1, п. п. "б" п. 2.10.4, 2.10.6 Административного регламента Министерства образования Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 684,
установил:
30 декабря 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 684 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 7 от 1 февраля 2012 года.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3.2.1.2, 3.2.2.4, 3.2.4.6, 3.2.4.7, 3.2.4.17, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.6.2, 3.6.4, п. п. "в" п. 2.10.1, п. п. "б" п. 2.10.4, 2.10.6 Административного регламента Министерства образования Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности" (далее - Административный регламент), утвержденных пунктом 1 названного постановления.
В обоснование заявления указано, что пункты 3.2.1.2, 3.2.2.4, 3.2.4.6, 3.2.4.7, 3.2.4.17, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.6.2, 3.6.4, п. п. "в" п. 2.10.1, п. п. "б" п. 2.10.4, 2.10.6 Административного регламента вступают в противоречие с пунктами 17, 18, 24, 26, 28 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, п. п. 1 п. 9 ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", п. 16 ст. 20 Федерального закона от 4.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. п. "а" п. 1 постановления Правительства РФ № 731 от 19.07.2012 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".
Кроме того п. 3.2.4.6 Административного регламента принят вопреки п. 15 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2010 № 153, поскольку не устанавливает общий срок для исполнения государственной функции. Также прокурор полагает, что оспариваемые пункты 3.2.1.2, 3.2.2.4, 3.2.4.17, 3.5.4, 3.6.4 Административного регламента содержат коррупциогенные факторы, которые могут повлечь возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка в соответствии с п. п. "в", "ж" ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96. Ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001 г. и № 8-П от 14.07.2005 г. и п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым нормативные правовые акты должны быть понятными, точными и недвусмысленными и согласованными с системой действующего правового регулирования, что иное означает возможность неоднозначного понимания, истолкования закона и его произвольного применения и впоследствии признается недействующим полностью или в части.
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Н.А., действующая на основании доверенности от 28.04.2013 г. № 417-П1) в судебном заседании заявила о том, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, в связи с вынесением постановления Правительства Республики Саха (Якутия) № 132 от 14.05.2013 г. "О признании утратившим силу постановление Правительства РС(Я) от 30 декабря 2011 г. № 684 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности". Просит производство по делу прекратить.
Прокурор Долганов Г.В. не возражает против прекращения производства по данному делу в связи с устранением выявленных противоречий федеральному законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим основаниям.
30 декабря 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 684 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 7 от 1 февраля 2012 года.
Из содержания постановления Правительства Республики Саха (Якутия) № 132 от 14.05.2013 г. "О признании утратившим силу постановление Правительства РС(Я) от 30 декабря 2011 г. № 684 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности" усматривается, что оспариваемые положения Административного регламента, утвержденные вышеназванным постановлением, утратили свою силу.
Таким образом, на день рассмотрения настоящего дела в суде названный нормативный правовой акт фактически утратил силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в нем оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Согласно абзацу 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция изложена в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно которой "недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных положений нормативного правового акта последние утратили силу, у суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224 - 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 3.2.1.2, 3.2.2.4, 3.2.4.6, 3.2.4.7, 3.2.4.17, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.6.2, 3.6.4 п. п. "в" п. 2.10.1, п. п. "б" п. 2.10.4, 2.10.6 Административного регламента Министерства образования Республики Саха (Якутия) по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 684.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА
------------------------------------------------------------------