По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 16.07.2013 по делу N 3-18/13 <О признании недействующими пункта 14 части 1 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 13, части 4 статьи 18 Закона Республики Саха ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу № 3-18/13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 973-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)"

установил:

10 ноября 2011 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 838-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 973-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 82, 30.11.2011, "Ил Тумэн", № 47, 02.12.2011, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 79-82, 04.04.2012.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 973-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)".
В судебном заседании прокурор Рязанская А.Д. требования поддержала в полном объеме, просит заявление об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 14 части 1 статьи 8, пункт 6 части 1 статьи 13, часть 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)".
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Слепцова Н.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2013 г. № 1ГС-27, в судебном заседании возражений относительно заявленных требований прокурора не представила, согласилась с изложенными в заявлении доводами в полном объеме, указывая на разработку законопроекта о внесении соответствующих изменений и дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
10 ноября 2011 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 838-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 973-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 82, 30.11.2011, "Ил Тумэн", № 47, 02.12.2011, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 79-82, 04.04.2012.
Конституцией Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Правоотношения, о которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Часть 3 той же нормы устанавливает обязательность соответствия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, Бюджетному кодексу Российской Федерации и названному Федеральному закону.
Пунктом 14 части 1 статьи 8 Закона РС(Я) среди полномочий Счетной палаты РС(Я) предусмотрено осуществление содействия организации внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Между тем, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля. Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ определен конкретный перечень полномочий контрольно-счетных органов субъекта, среди которого отсутствуют полномочия по организации содействия внутреннему финансовому контролю.
При этом пунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ предусмотрена возможность установления законами субъектов РФ иных полномочий в сфере внешнего государственного финансового контроля.
В соответствии со статьей 270.1 Бюджетного кодекса РФ создание органов внутреннего финансового контроля, осуществляющих разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств отнесено к полномочиям органов исполнительной власти.

При указанных обстоятельствах, часть 14 статьи 8 Закона РС(Я) в части, допускающей полномочия Счетной палаты РС(Я) по осуществлению содействия организации внутреннего финансового контроля, вступает в противоречие с пунктом 12 части 1 статьи 9 и части 1 статьи 3 Федерального закона и статьей 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона РС(Я) установлена обязанность председателя Счетной палаты по представлению Президенту РС(Я) ежегодного отчета о деятельности счетной палаты, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Данная норма противоречит части 3 статьи 3, части 4 статьи 3, статье 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, устанавливающей организационную и функциональную независимость и самостоятельность контрольно-счетных органов, которые в данном случае не обеспечиваются ввиду установления обязанности отчета в своей деятельности перед Президентом Республики Саха (Якутия).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации подотчетен законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Также согласно пункту 1 статьи 1 Закона Счетная палата Республики Саха (Якутия) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), образуется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и подотчетна ему.
Кроме того, вступает в противоречие с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ часть 4 статьи 18 Закона РС(Я), поскольку расширяет установленный федеральным законодателем перечень оснований для внесения предписания контрольно-счетного органа.
Так, частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ внесение предписания контрольно-счетным органом предусмотрено в случае необходимости принятия безотлагательных мер по пресечению выявленных нарушений закона, их предупреждению, а также при воспрепятствовании проведению должностными лицами контрольных мероприятий.
В нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ частью 4 статьи 18 Закона РС(Я) предусмотрено в качестве основания для внесения предписания несоблюдение сроков рассмотрения представления Счетной палаты РС(Я).
Сравнительный анализ вышеприведенных правовых норм указывает на то, что оспариваемые положения регионального законодательство устанавливают правовое регулирование в области организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации иначе, чем это установлено на федеральном уровне.
Таким образом, вышеприведенное правовое регулирование по предметам совместного ведения осуществлено субъектом Российской Федерации в противоречие с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о противоречии вышеприведенным нормам федерального законодательства оспариваемых положений Закона РС(Я) и обоснованности соответствующих требований прокурора о признании названных оспариваемых положений Закона недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 973-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 14 части 1 статьи 8, пункт 6 части 1 статьи 13, часть 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 17.07.2013 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------