Решение Верховного суда Республики Саха от 18.07.2013 по делу N 3-19/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей части 6.2 статьи 82 Закона Республики Саха ">
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу № 3-19/13
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению Якутского республиканского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З № 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)"
установил:
18 октября 2007 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1008-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З № 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 86, 30.10.2007, Ил Тумэн", № 52, 30.10.2007.
Якутское республиканское региональное отделение Коммунистической партии Российской Федерации обратилось в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании части 6.2 статьи 8.2 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З № 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1172-З № 1261-IV) ссылаясь на то, что дополнениями, внесенными в оспариваемый закон, изменена методика распределения депутатских мандатов по результатам выборов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Так, согласно части 1 статьи 82 Закона РС(Я) на основании данных первых экземпляров протоколов № 2 об итогах голосования по республиканскому избирательному округу, полученных непосредственно из территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на десятый день со дня голосования путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по республиканскому избирательному округу. Содержащиеся в протоколах территориальных избирательных комиссий данные суммируются непосредственно членами Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) с правом решающего голоса.
В соответствии с частью 3 вышеназванной правовой нормы к распределению депутатских мандатов допускаются республиканские списки кандидатов, получившие на выборах по республиканскому избирательному округу 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (далее - республиканские списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов). При этом указанных республиканских списков должно быть не менее двух и они должны получить в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Республиканским спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов, передается по одному депутатскому мандату.
Частью 6 статьи 82 Закона РС(Я) установлено, что после передачи депутатских мандатов республиканским спискам кандидатов в соответствии с частью 3 настоящей статьи оставшиеся незамещенными депутатские мандаты распределяются между республиканскими списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов.
Каждому республиканскому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, передается по одному депутатскому мандату. Оставшиеся депутатские мандаты распределяются между республиканскими списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, в соответствии с методикой, изложенной в частях 6.1, 6.2, 6.3, 8 настоящей статьи.
Часть 6.2 статьи 82 Закона РС(Я), в свою очередь, предусматривает, что после распределения депутатских мандатов между республиканскими списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, в соответствии с частью 1 настоящей статьи проводится их распределение внутри каждого республиканского списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, между общереспубликанской частью списка кандидатов и региональными группами кандидатов. При этом до распределения депутатских мандатов из каждого республиканского списка кандидатов исключаются народные депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам.
В первую очередь один депутатский мандат переходит к зарегистрированному кандидату, включенному в общереспубликанскую часть списка кандидатов, в порядке очередности размещения кандидатов в указанном списке.
Если после передачи депутатского мандата зарегистрированному кандидату, включенному в общереспубликанскую часть списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному республиканскому списку кандидатов, указанные депутатские мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке:
1) определяется число голосов избирателей, полученных республиканским списком кандидатов на каждой из территорий, которым соответствуют региональные группы кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов);
2) региональные группы кандидатов располагаются в порядке убывания количества полученных голосов избирателей, поданных за региональные группы кандидатов, и получают поочередно по одному депутатскому мандату.
Распределение мандатов по установленной законом, а именно частью 6.2 статьи 82 Закона РС(Я), методике, по мнению заявителя, не допускает к распределению депутатских мандатов второго и третьего зарегистрированных кандидатов в депутаты из общереспубликанской части списка кандидатов, что не соответствует статьям 3.4.19,32.55,72 Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), статье 21 Всеобщей декларации прав человека, статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 2, 4, 35, 70, 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Определением Верховного суда РС(Я) от 02.07.2013 г. отказано в принятии заявления Якутского республиканского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений названного Закона РС(Я) в части оспаривания нормативного правового акта по основаниям несоответствия положениям Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании представитель Якутского республиканского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации Монгуш А.А., действующий на основании доверенности от 14.06.2013 г., требования в части оспаривания нормативного правового акта на предмет несоответствия части 6.2 статьи 82 Закона РС(Я) федеральному законодательству, поддержал. Указывает, что названное положение регионального законодательства не согласуется с требованиями пунктов 28 и 35 статьи 2, пункта 2 статьи 4, статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, определяющих избирательные права граждан и статус кандидата, основанные на принципе равенства прав и свобод человека и гражданина.
Утверждает о несоответствии оспариваемой правовой нормы пункту 15 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, в силу которого после представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.
По мнению заявителя, установленная частью 6.2 статьи 82 Закона РС(Я) методика распределения депутатских мандатов нарушает положения пунктов 4 и 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, определяющими основания признания итогов голосования недействительными, а также предусматривающими, что закон, за исключением случая, указанного в пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными.
Также полагает оспариваемую правовую норму несоответствующей пункту 13 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, из содержания которого следует, что законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов. Ссылается на противоречие части 6.2 статьи 82 Закона РС(Я) пункту 18 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, предусматривающему исчерпывающий перечень оснований исключения зарегистрированного кандидата, включенного в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, из указанного списка.
Просит требования удовлетворить, признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 6.2 статьи 82 Закона РС(Я).
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Бацев Ю.Н., действующий на основании доверенности от 09.01.2013 г. № 1ГС-20, в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление Якутского республиканского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации, указав, что оспариваемые положения части 6.2 статьи 82 Закона РС(Я) не противоречат федеральному законодательству, так как приняты в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставленных ему подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Ссылается при этом на то, что оспариваемая правовая норма не изменяет порядок размещения кандидатов в республиканском списке кандидатов в том смысле, как это предусмотрено пунктом 15 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, не противоречит терминам, изложенным в статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Считает, что статьи 70 и 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регламентируют порядок определения результатов выборов, замещения вакантных депутатских мандатов, исключения зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, при этом конкретная методика распределения депутатских мандатов указанными положениями федерального законодательства не устанавливается. Регулирование данных вопросов применительно к выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
18 октября 2007 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1008-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З № 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 86, 30.10.2007, Ил Тумэн", № 52, 30.10.2007.
Вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Правоотношения в указанной сфере регламентированы, в частности, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года определено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Статьей 11 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 упомянутого Федерального закона установление порядка проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено к предметам ведения субъектов Российской Федерации и осуществляется путем принятия закона субъекта Российской Федерации.
В связи с этим суд считает, что оспариваемый Закон РС(Я) принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных действующим федеральным законодательством законодательному органу субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 55.1 Конституции Республики Саха (Якутия), статьей 3 Закона РС(Я) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) избираются 70 народных депутатов.
35 народных депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один избирательный округ - один депутат), образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. 35 народных депутатов избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за закрытые республиканские списки кандидатов в народные депутаты (далее - республиканский список кандидатов), выдвинутые избирательными объединениями.
Статьей 82 Закона РС(Я) установлена методика распределения депутатских мандатов по результатам выборов по республиканскому избирательному округу.
Так, согласно части 1 статьи 82 Закона РС(Я) на основании данных первых экземпляров протоколов № 2 об итогах голосования по республиканскому избирательному округу, полученных непосредственно из территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на десятый день со дня голосования путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по республиканскому избирательному округу. Содержащиеся в протоколах территориальных избирательных комиссий данные суммируются непосредственно членами Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) с правом решающего голоса.
В соответствии с частью 3 вышеназванной правовой нормы к распределению депутатских мандатов допускаются республиканские списки кандидатов, получившие на выборах по республиканскому избирательному округу 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (далее - республиканские списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов). При этом указанных республиканских списков должно быть не менее двух и они должны получить в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Республиканским спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов, передается по одному депутатскому мандату.
Частью 6 статьи 82 Закона РС(Я) установлено, что после передачи депутатских мандатов республиканским спискам кандидатов в соответствии с частью 3 настоящей статьи оставшиеся незамещенными депутатские мандаты распределяются между республиканскими списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов.
Каждому республиканскому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, передается по одному депутатскому мандату. Оставшиеся депутатские мандаты распределяются между республиканскими списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, в соответствии с методикой, изложенной в частях 6.1, 6.2, 6.3, 8 настоящей статьи.
Часть 6.2 статьи 82 Закона РС(Я), в свою очередь, предусматривает, что после распределения депутатских мандатов между республиканскими списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, в соответствии с частью 1 настоящей статьи проводится их распределение внутри каждого республиканского списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, между общереспубликанской частью списка кандидатов и региональными группами кандидатов. При этом до распределения депутатских мандатов из каждого республиканского списка кандидатов исключаются народные депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам.
В первую очередь один депутатский мандат переходит к зарегистрированному кандидату, включенному в общереспубликанскую часть списка кандидатов, в порядке очередности размещения кандидатов в указанном списке.
Если после передачи депутатского мандата зарегистрированному кандидату, включенному в общереспубликанскую часть списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному республиканскому списку кандидатов, указанные депутатские мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке:
1) определяется число голосов избирателей, полученных республиканским списком кандидатов на каждой из территорий, которым соответствуют региональные группы кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов);
2) региональные группы кандидатов располагаются в порядке убывания количества полученных голосов избирателей, поданных за региональные группы кандидатов, и получают поочередно по одному депутатскому мандату.
Анализ вышеприведенных положений действующего федерального и регионального законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемые нормы приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий и принципа участия в выборах граждан Российской Федерации на равных основаниях не нарушают.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Следовательно, действующее федеральное законодательство в сфере гарантий избирательных прав граждан не исключает возможности проведения выборов депутатов законодательных органов на основе смешанной избирательной системы, предполагающей право граждан проголосовать как за отдельных кандидатов по одномандатным избирательным округам, так и за списки избирательных объединений, выдвинутых по единому избирательному округу.
Законодатель Республики Саха (Якутия), реализуя предоставленное ему федеральным законодателем правомочие, определил в статье 3 Закона РС(Я), что Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) состоит из 70 депутатов, из которых 35 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат) и 35 депутатов - по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за закрытые республиканские списки кандидатов в народные депутаты.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ содержит общие и единые требования к порядку распределения депутатских мандатов между списками кандидатов. Так, в соответствии с пунктом 16 статьи 35 не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Таким образом, ни Конституция Российской Федерации, ни один из федеральных законов не содержат указания на то, какой методикой должны руководствоваться органы государственной власти субъектов Российской Федерации при распределении депутатских мандатов. Вопрос об определении методики пропорционального распределения мандатов относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Более того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 9 ноября 2009 года № 16-П, граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а за весь этот список, то есть, по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу.
Следовательно, установленная в оспариваемом Законе РС(Я) методика распределения депутатских мандатов не нарушает принцип, установленный пунктом 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Доводы заявителя о нарушении оспариваемой правовой нормой пункта 15 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в части, касающегося запрета на изменение состава и порядка размещения кандидатов в списке кандидатов после представления его в избирательную комиссию, основаны на ошибочном толковании норм права. Из содержания части 6.2 статьи 82 закона РС(Я) усматривается, что данная норма не регулирует вопросы, так или иначе связанные с внесением изменения в список кандидатов в том смысле, как это определено вышеприведенным положением федерального законодательства.
По сути положения части 6.2 статьи 82 Закона РС(Я) в редакции закона РС(Я) от 15.03.2013 1172-З № 1261-IV содержат в себе специальные правила распределения депутатских мандатов в случае выбытия кандидатов из общереспубликанской части списка.
Формирование же списка кандидатов, разделение его на региональную часть и территориальные группы, установление количества территориальных групп и территорий, на которых, такие группы создаются, включение кандидатов в общерегиональную часть списка либо в ту или иную территориальную группу, относится по правилам Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" к исключительной компетенции соответствующей политической партии (избирательного объединения).
В связи с этим установленный оспариваемым Законом РС(Я) порядок распределения депутатских мандатов не противоречит положениям федерального законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Якутского республиканского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации о признании отдельных положений оспариваемого Закона РС(Я) недействующими.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Якутского республиканского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации о признании недействующей и не подлежащей применению части 6.2 статьи 82 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З № 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 22.07.2013 г.
Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА
------------------------------------------------------------------