По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 24.01.2013 по делу N 3-6/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.10, 2.2.1, 2.5.10 - 2.5.13 Порядка формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха от 24.09.2012 N 423>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу № 3-6/13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске

заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.10, 2.2.1, 2.5.10-2.5.13 Порядка формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), утвержденного пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.09.2012 № 423

установил:

24 сентября 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 423 "О Порядке формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Порядком формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия)", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 77, 03.10.2012.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.10, 2.2.1, 2.5.10-2.5.13 Порядка формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) (далее - Порядок), утвержденного названным постановлением.
В обоснование заявления указано, что оспариваемые нормы во взаимосвязи вопреки положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ) предусматривают проведение конкурсного отбора в целях получения хозяйствующими субъектами статуса организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению прокурора, в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, микрофинансовые организации и иные организации.
Прокурор полагает, что вышеприведенными положениями федерального законодательства к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отнесены все перечисленные хозяйствующие субъекты, каких-либо иных условий и критериев к названным организациям с целью формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, федеральным законодательством не предусмотрено. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению таких условий и критериев, конкурсный отбор организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, образует коррупциогенный фактор, связанный с установлением обременительных требований к гражданам и организациям (подпункт "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96).
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. требования поддержал, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Владимиров Д.Г., действующий на основании доверенности от 04.09.2012 г. № 783-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, считает заявленные требования необоснованными.
Указывает на то, что оспариваемые положения, устанавливающие порядок формирования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам конкурсного отбора, приняты Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. Названная норма федерального законодательства наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства полномочиями по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечению ее деятельности.
Указывает на то, что данные полномочия реализуются в соответствии с положениями Закона РС(Я) от 29.12.2008 645-З № 179-IV (ред. от 01.03.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)", статьей 13 которого предусмотрено, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия) устанавливают требования к отбору на конкурсной основе организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с целью реализации республиканских целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3). По результатам отбора, указанного в части 3 настоящей статьи, формируется перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Порядок формирования, изменения и опубликования указанного перечня утверждается Правительством Республики Саха (Якутия) (часть 4).
Также ссылается на то, что конкурсный отбор организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установлен государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (утвержденной Указом Президента РС(Я) от 12.10.2011 № 980, которая, в свою очередь, принята в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, предоставляющей право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства. По утверждению представителя заинтересованного лица принцип конкурсного отбора организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, используется в различных регионах Российской Федерации на основании соответствующего законодательства субъектов РФ.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
24 сентября 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 423 "О Порядке формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Порядком формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия)", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 77, 03.10.2012.
Правовое регулирование в сфере предпринимательской деятельности отнесено статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Также при рассмотрении данного дела суд учитывает положения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, относящим к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности. Из пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ усматривается, что требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 645-З № 179-IV (ред. от 01.03.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)" предусмотрено, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет виды и формы такой поддержки в целях создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
При этом согласно статье 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 645-З № 179-IV организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, республиканских целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2).
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) устанавливают требования к отбору на конкурсной основе организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с целью реализации республиканских целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3).
По результатам отбора, указанного в части 3 статьи 13, формируется перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Порядок формирования, изменения и опубликования указанного перечня утверждается Правительством Республики Саха (Якутия) (часть 4).
Указом Президента РС(Я) от 12.10.2011 № 980 (ред. от 11.09.2012) утверждена Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы". Пунктом 1 раздела II названной государственной программы установлено деление организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по видам предоставления услуг (организации, оказывающие образовательную поддержку, подготовку, переподготовку и повышение квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства; организации, оказывающие информационно-консультационную поддержку; организации, оказывающие имущественную поддержку; организации, оказывающие финансовую поддержку). При этом названной нормой установлено, что объекты инфраструктуры по тому или иному направлению определяются по итогам конкурсного отбора, проводимого Министерством по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия). Объект инфраструктуры вправе предоставлять несколько видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из содержания пункта 1.1 оспариваемого прокурором Порядка следует, что данный нормативный правовой акт разработан в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 г. 645-З № 179-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)" и определяет порядок формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия).
В пункте 2.1.1 Порядка имеется ссылка на Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 980 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", как на акт, устанавливающий условия и порядок оказания поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются.
Пунктом 2.1.2 Порядка в совокупности с другими оспариваемыми положениями нормативного правового акта установлено, что формирование перечня организаций инфраструктуры осуществляется по результатам конкурсного отбора.
Анализ вышеприведенных норм законодательства дает суду основания полагать, что оспариваемые прокурором положения нормативного правового акта приняты органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по вопросам формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечения ее деятельности. Нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит как вышеприведенным положениям федерального законодательства (статья 2, пункт 1 статьи 6, пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), так и положениям имеющих высшую юридическую силу нормативных правовых актов регионального законодательства, предусматривающих проведение конкурсного отбора при формирования перечня организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов, вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
Исходя из того, что Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ вопросы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом на уровне Российской Федерации не приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок формирования перечня организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти субъектов РФ, суд считает, что исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в лице Правительства РС (Я) правомерно осуществлено собственное правовое регулирование по данному вопросу в порядке реализации полномочий, переданных ему вышеназванными законодательными актами.
Доводы прокурора, касающиеся несоответствия оспариваемых пунктов Порядка частям 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, определяющим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как систему коммерческих и некоммерческих организаций, перечисленных в названной норме, не могут быть приняты судом, поскольку при отнесении организаций к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства следует применять вышеприведенные положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-Ф во взаимосвязи с пунктом 10 части 1 статьи 10, частью 4 статьи 15 вышеназванного Федерального закона, по смыслу которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять деятельность при реализации региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, направленную на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и наделены полномочиями по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, сопоставив оспариваемые положения нормативного правового акта Республики Саха (Якутия) с законодательством Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора, основанных на выявлении противоречий оспариваемого акта федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании названного нормативного правового акта недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.10, 2.2.1, 2.5.10-2.5.13 Порядка формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), утвержденного пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.09.2012 № 423, - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29.01.2012 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------