Постановление Конституционного суда РС от 28.03.2013 N 3-П "По делу о проверке конституционности нормативных правовых актов главы администрации и исполняющего обязанности главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха об обеспечении жильем работников бюджетной сферы"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Республики Саха (Якутия)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. № 3-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ И ИСПОЛНЯЮЩЕГО
ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛЕНСКИЙ
РАЙОН" РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЖИЛЬЕМ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.Н. Никонова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием народного депутата Республики Саха (Якутия) С.А. Никонова, представителя Президента Республики Саха (Якутия) О.И. Захаровой, представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) И.А. Федоровой, представителя муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) О.В. Ивановой рассмотрел ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) С.А. Никонова о проверке конституционности нормативных правовых актов главы и исполняющего обязанности главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) об обеспечении жильем работников бюджетной сферы.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые нормативные правовые акты Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Н. Никонова, выступления сторон и свидетелей, исследовав представленные документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Решением районного совета муниципального образования "Ленский район" и главы муниципального образования "Ленский район" от 13 декабря 2006 года утверждена Программа муниципального района "Ленский район" "Обеспечение работников муниципальной бюджетной сферы жильем на 2006 - 2011 годы".
Постановлением главы муниципального образования "Ленский район" от 26 июля 2007 года утвержден Порядок направления средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2007 - 2010 годы по статье "Ипотечное кредитование" (далее - Порядок). Источником финансовых средств для приобретения и строительства жилья являются кредитные средства, собственные средства заемщика и средства в виде безвозмездной субсидии из муниципального бюджета.
Согласно разделу 9 Порядка финансовая помощь предоставляется на условиях соглашения, заключенного между администрацией муниципального района и работником. На основании такого соглашения гражданину Кайнову Д.А., работающему в муниципальном учреждении здравоохранения в должности врача-эпидемиолога и его семье 30 августа 2007 года была предоставлена субсидия в размере 436 000 рублей для приобретения жилья в городе Ленске. По условиям соглашения Кайнов Д.А. принял обязательство отработать в бюджетной сфере не менее семи лет с момента получения финансовой помощи. В связи с тем, что Кайнов Д.А. уволился по собственному желанию из муниципального учреждения здравоохранения, решением Ленского районного суда от 13 августа 2009 года в пользу администрации муниципального образования взыскано с ответчика 436 000 рублей. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) определением от 18 ноября 2009 года оставила решение Ленского районного суда без изменения. Согласно решению суда Кайнов Д.А. в 2011 году произвел возмещение в бюджет муниципального образования.
Постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования "Ленский район" от 04 июня 2012 года утвержден Порядок направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы муниципального образования "Ленский район" и государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ленская центральная районная больница", предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2012 - 2014 годы" (далее - Порядок).
Согласно разделу 7 упомянутого Порядка получатель социальной выплаты обязуется отработать в муниципальной бюджетной сфере не менее 5 лет с момента получения финансовой помощи. Приложением № 3 указанного Порядка утверждена форма соглашения о предоставлении социальной выплаты, пункты 2.2.2 и 2.2.4 которого предусматривают обязанность получателя по отработке в муниципальном учреждении не менее пяти лет с момента получения социальной выплаты.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) С.А. Никонов оспаривает конституционность указанных нормативных правовых актов в части обязательств работника отработать определенный срок в муниципальной бюджетной сфере с момента получения финансовой помощи, а при досрочном расторжении трудового договора по инициативе работника возвратить полученную сумму финансовой помощи.
Ходатайствующий полагает, что установление произвольных сроков отработки может препятствовать осуществлению права граждан на жилище и свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленные статьями 18 и 24 Конституции Республики Саха (Якутия). Кроме того, по мнению ходатайствующего, упомянутый Порядок, будучи нормативным актом, затрагивающим права и свободы граждан, не был опубликован для всеобщего сведения и потому не мог быть применен.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда по настоящему делу являются положения разделов 9 и 7 оспариваемых правовых актов, а также пунктов 3.2; 2.2.2; 2.2.4 соглашений об оказании финансовой помощи, поскольку заявитель связывает их действие с реализацией конституционного права граждан на жилище и свободное распоряжение своими способностями к труду.
2. В соответствии со статьей 24 Конституции Республики Саха (Якутия) каждый имеет право на жилище. Реализация этого права предполагает публично-правовую обязанность государства и местного самоуправления оказывать гражданам социально ориентированное финансово-экономическое содействие в приобретении и строительстве жилья.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет бюджетных средств отвечает провозглашенным в части 2 статьи 2 Конституции Республики Саха (Якутия) целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, материальное благосостояние и свободное развитие человека.
Программа муниципального района направлена на обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы, относящегося к предмету ведения местного самоуправления. В качестве финансового обеспечения Программы предусматриваются безвозмездная субсидия из местного бюджета района и иные средства.
Предоставляемая субсидия является способом оказания помощи гражданам в покупке жилья со стороны государства. Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения жилья на собственные средства, но с учетом предоставления субсидии. Органы местного самоуправления и граждане заключают между собой соглашение об условиях реализации Программы, а граждане - дают согласие на участие в ней на этих условиях.
В пределах собственных полномочий администрация муниципального образования вправе устанавливать в соглашении такое условие, как отработка в муниципальной бюджетной сфере не менее пяти лет с момента получения социальной выплаты. Исходя из финансовых возможностей муниципального образования и иных факторов, в том числе потребности муниципальных учреждений в квалифицированных специалистах, администрация вправе ввести порядок возврата оказанной финансовой помощи в случае увольнения работника по собственной инициативе. К таким отношениям применяются общие правила о предельном сроке трудового договора, установленные статьей 58 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. пять лет.
Право на жилище связано с конституционным правом на свободный труд. Статья 18 Конституции Республики Саха (Якутия) устанавливает: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Каждый имеет право свободно выбирать род занятий, профессию в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей".
Гарантией реализации провозглашенной Основным законом Республики Саха (Якутия) свободы труда является запрещение принудительного труда, под которым в соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 28 июня 1930 года № 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" следует понимать всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда, в свободе трудового договора, в рамках которого на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной должности, профессии, специальности, и других условиях, на которых будет осуществляться трудовая деятельность. Правоотношения по поводу получения бюджетных средств, будучи гражданско-правовыми, не исключают договорной характер труда, в рамках которого получатель субсидии принимает определенные обязательства.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, нормы раздела 7 Порядка и пунктов 2.2.2 и 2.2.4 соглашения о предоставлении социальной выплаты (приложение № 3), утвержденных постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования "Ленский район" от 04 июня 2012 года, обязывающие работника отработать в муниципальной бюджетной сфере не менее пяти лет с момента получения финансовой помощи, а при досрочном расторжении трудового договора по инициативе работника возвратить полученную сумму финансовой помощи, не противоречат статьям 18 и 24 Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку они не препятствуют реализации права на жилище граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения безвозмездной субсидии, и не являются недопустимым способом принуждения к труду.
Раздел 9 Порядка предусматривает сроки выполнения обязательств, разнящихся по своей длительности (четыре, семь и десять лет). Условия предоставления безвозмездной субсидии для одной группы получателей социальной выплаты не должны разниться между собой таким образом, чтобы нарушался общий для всех статус субъекта трудовых отношений.
Положения раздела 9 Порядка и пункта 3.2 соглашения об оказании финансовой помощи (приложение № 5), утвержденных постановлением главы муниципального образования "Ленский район" от 26 июля 2007 года, обязывающие работника отработать в муниципальной бюджетной сфере свыше пяти лет с момента получения финансовой помощи, а при досрочном расторжении трудового договора по инициативе работника возвратить полученную сумму финансовой помощи, не соответствуют статье 18 Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку это приводит к необоснованному ограничению права каждого свободно выбирать род занятий, профессию в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
3. Порядок направления средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2007 - 2010 годы по статье "Ипотечное кредитование", утвержденный 26 июля 2007 года постановлением главы муниципального образования, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, был опубликован лишь 14 ноября 2009 года, то есть спустя более двух лет после его принятия. Несоблюдение администрацией муниципального образования порядка опубликования муниципальных правовых актов не согласуется со статьей 98 Конституции Республики Саха (Якутия), предусматривающей законность и открытость деятельности органов местного самоуправления. Статья 15 Конституции Российской Федерации гласит, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно статье 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, решения судов и иных органов, основанные на указанном постановлении главы администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2007 года, и примененные к правоотношениям, возникшим до его официального опубликования и вступления в законную силу, подлежат пересмотру в установленном законом порядке, как основанные на недействующем нормативном акте.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положения раздела 7 Порядка направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы муниципального образования "Ленский район" и государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ленская центральная районная больница", предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2012 - 2014 годы" и пунктов 2.2.2 и 2.2.4 соглашения о предоставлении социальной выплаты (приложение № 3), утвержденных постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования "Ленский район" от 04 июня 2012 года, обязывающие работника отработать в муниципальной бюджетной сфере не менее пяти лет с момента получения финансовой помощи, а при досрочном расторжении трудового договора по инициативе работника возвратить полученную сумму финансовой помощи, не противоречащими Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку они не препятствуют реализации права на жилище путем получения безвозмездной субсидии гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и не являются недопустимым способом принуждения к труду.
2. Признать положения раздела 9 Порядка направления средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2007 - 2010 годы по статье "Ипотечное кредитование" согласно программе "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы на 2006 - 2011 годы", и пункта 3.2 соглашения об оказании финансовой помощи (приложение № 5), утвержденных постановлением главы муниципального образования "Ленский район" от 26 июля 2007 года, обязывающие работника отработать в муниципальной бюджетной сфере свыше 5 лет с момента получения финансовой помощи, а при досрочном расторжении трудового договора по инициативе работника возвратить полученную сумму финансовой помощи, не соответствующими статье 18 Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку это приводит к необоснованному ограничению права каждого свободно выбирать род занятий, профессию в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
3. В соответствии с частью 2 статьи 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" решения судов и иных органов, основанные на указанном постановлении главы администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2007 года, и примененные к правоотношениям, возникшим до его официального опубликования и вступления в законную силу, обязывающие работника отработать в муниципальной бюджетной сфере свыше 5 лет с момента получения финансовой помощи, а при досрочном расторжении трудового договора по инициативе работника возвратить полученную сумму финансовой помощи, подлежат пересмотру в установленном законом порядке, как основанные на недействующем нормативном акте.
4. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия", "Ил Тумэн", "Ленский вестник" и "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ
Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ
------------------------------------------------------------------