По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Саха от 03.04.2013 N А58-3122/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативного правового акта Якутской городской Думы от 23.12.2011 N 39-НПА "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" в части пункта 5.1 приложения N 1>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу № А58-3122/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Евсеевой Е.А., судей Собардаховой В.Э., Столбова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Валявка В.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Белолипецкой Венеры Степановны (ИНН 143500289909, ОГРИП 304143505000206) к Якутской городской Думе, Окружной администрации ГО "город Якутск" о признании нормативного правового акта № 39-НПА, принятого решением от 23.12.2011 № РЯГД-41-8, в части п. 5.1 приложения № 1 недействующим,
с участием представителей: заявителя: Ушницкой З.М. по доверенности от 29.12.2010; Якутской городской Думы: Иванова В.С. по доверенности от 20.03.2013 № 256г; Администрации: Беззубченко А.А. по доверенности от 29.12.2012 № 276г,

установил:

индивидуальный предприниматель Белолипецкая Венера Степановна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Якутской городской Думе (далее - Дума), Окружной администрации ГО "город Якутск" (далее - Администрация), в котором просит признать недействующим нормативный правовой акт № 39-НПА, принятый решением от 23.12.2011 № РЯГД-41-8 Думы "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2012 год (далее - Нормативный акт) в части установления базовой ставки арендной платы в размере 8% за земельные участки под магазинами.
Заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено уточнение в части устранения описки в указании даты издания оспариваемого нормативного правового акта, просит считать датой издания - 23.12.2011, также уточнение в просительной части заявления, просит:
1. признать незаконным пункт 5.1 Приложения № 1 к нормативно-правовому акту Якутской городской Думы от 23.12.2011 РЯГД-41-8 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", в установлении базовой ставки арендной платы в размере 8% за земельные участки под магазинами как несоответствующее статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. произвести расчет оплаты за землю согласно ставки арендной платы, действовавшей в 2011 году равной 3,56%.
Судом уточнение принято в части даты оспариваемого нормативно-правового акта, в части указания пункта п. 5.1 Приложения № 1 оспариваемого нормативно-правового акта.
Пункт 2 заявленного уточнения: "произвести расчет оплаты за землю согласно ставки арендной платы, действовавшей в 2011 году равной 3,56%", судом не принято, поскольку в первичном заявлении заявлено одно самостоятельное требование, об осуществлении расчета не заявлялось, нормами статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено полномочие суда по обязанию ответчика произвести перерасчет оплаты арендных платежей за землю, которое по существу является самостоятельным исковым требованием, требование в части обязания произвести перерасчет не соответствует положениям части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в определении об оставлении заявления без движения от 30.05.2012, судом об этом указывалось.
В своем заявлении индивидуальный предприниматель ссылается на несоответствие Нормативного акта в оспариваемой части:
статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации в силу которых органы местного самоуправления не обладают полномочиями по определению ставок арендной платы, сроков и льгот, поправочных коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", устанавливающему принцип запрета необоснованных предпочтений;
правовой позиции, сформулированной Конституционным судом России в п. 3 Определения от 11.05.2004 № 209-О в отношении установления уполномоченными органами базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень их доходности в конкретной зоне.
Дума с заявленными требованиями не согласна. В своем отзыве представительный орган местного самоуправления ссылается на то, что оспариваемый Нормативный акт соответствуют действующему законодательству.
Администрация в отзыве с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в нем.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения первого заместителя главы городского округа Якутск от 21.09.2011 № 4550/1зр между Комитетом земельных отношений окружной администрации города Якутска и индивидуальным предпринимателем Белолипецкой Венерой Степановной заключен договор аренды земельного участка от 23.09.2011 № 09-1/2011-2236 из земель населенных пунктов под к/н 14:36:102038:8, площадью 1119 кв. м. Участок предоставлен под магазин. Срок действия договора с 23 сентября 2011 года до 23 сентября 2012 года. Договор прошел государственную регистрацию.
Решением Думы от 23 декабря 2011 года № РЯГД-41-8 принят Нормативный акт, которым утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2012 год (приложение № 1), состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение № 2), сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение № 3), льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение № 4).
Решение опубликовано 30 декабря 2011 года в газете "Эхо столицы", № 101 (2015). Доводы заявителя о не публикации Нормативного акта в оспариваемой части судом отклоняются, как не соответствующие действительности и противоречащие материалам дела.
Пунктом 5.1 приложения № 1 к Нормативному акту утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли в размере 8 процентов от кадастровой стоимости.
Пунктом 2 приложения 3 к Нормативному акту утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", согласно которому арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков в случае, если земельный участок предоставлен в аренду юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю.
Считая Нормативный акт в оспариваемой части не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, Белолипецкая В.С. обратилась с заявлением в суд.
Дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Оспариваемый Нормативный акт является правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отнесено к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, поэтому применительно к названной норме рассмотрение дела о признании его недействующим относится к компетенции арбитражных судов.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, положение, содержащееся в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяет пределы проверки нормативного правового акта.
Осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким нормативным правовым актом явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление № 582).
На момент принятия Думой Нормативного акта общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не были установлены.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ).
Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 26 января 2008 года № 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление № 26).
Пунктом 2 данного постановления органом местного самоуправления было рекомендовано утверждать в установленном порядке:
- соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- базовые ставки арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным приказом Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 27.06.2007 № П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20 марта 2003 года № П/49 (приложения 1 и 2);
- сроки внесения арендной платы;
- льготы по арендной плате в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Устава Городского округа "Город Якутск", утвержденного решением окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года № РОС-51-1 "Об утверждении Устава Городского округа "Город Якутск" в новой редакции" (в ред. решения окружного Совета г. Якутска от 22 июля 2008 года № РОС-7-1) Якутская городская Дума в соответствии с законодательством в интересах населения города устанавливает условия использования земель, находящихся в границах Городского округа.
Решением Арбитражного суда РС (Я) от 19 июля 2011 по делу № А58-1791/2011, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2011 года № А58-1791/2011, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 15575/2010 решения Якутской городской думы от 25 февраля 2009 № РЯГД-15-3, от 17 декабря 2009 № РЯГД-22-6, а также решение думы от 23 октября 2010 года № РЯГД-31-2 об утверждении базовых ставок арендной платы, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" признаны соответствующими Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону "О защите конкуренции", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26.
Согласно пункту 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанных выше дел судами был рассмотрен вопрос о полномочиях Якутской городской Думы, вынесшей нормативные акты на основании Постановления № 26.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.02.2012 по делу № А58-6028/2011, вступившим в законную силу, пункт 2 Постановления № 26 признан соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации.
С учетом изложенного судом отклоняются доводы заявителя об отсутствии полномочий у органов местного самоуправления по определению ставок арендной платы, сроков и льгот, поправочных коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Принимая оспариваемый Нормативный акт, Дума действовала в пределах своих полномочий.
Доводы заявителя об отсутствии экономического обоснования ставок арендной платы судом отклоняются в силу следующего.
Постановлением № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из принципов, утвержденных названным постановлением, является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Пунктом 5.1 приложения № 1 к Нормативному акту утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли в размере 8 процентов от кадастровой стоимости.
Таким образом, установление ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования соответствует Постановлению № 582.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.05.2004 № 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога, а, следовательно, и ставки арендной платы, понимает анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Заявителем не представлено доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов установлением базовой ставки 8% от кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков под магазин, доказательств иного экономического обоснования утвержденной ставки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ставка арендной платы по п. 5.1 приложения № 1 оспариваемого Нормативного акта является экономически обоснованным, не установленным произвольно, обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.
В соответствии с Постановлением № 582 арендная плата устанавливается в размере, соответствующей доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Кроме того, на момент рассмотрения данного дела определена правовая позиция судов о соответствии решений Думы "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" на 2009, 2011 годы действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд полагает, что не имеется причин считать, что аналогичное решение на 2012 год не соответствует закону, поскольку иное свидетельствовало бы о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права.
Не установлено также нарушений оспариваемым актом и положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования, заявленные к Администрации, не подлежат удовлетворению, поскольку предъявлены к ненадлежащему ответчику (заинтересованному лицу).
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать нормативный правовой акт № 39-НПА "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", принятый решением Якутской городской Думы от 23 декабря 2011 года № РЯГД-41-8, в части пункта 5.1 приложения № 1 соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 № 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судья
Е.А.ЕВСЕЕВА
В.В.СТОЛБОВ
В.Э.СОБАРДАХОВА


------------------------------------------------------------------